Поделись с друзьями!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

воскресенье, 2 декабря 2012 г.

Здравствуйте, бывшие дети!



Я не люблю возвращаться в школу

« Я не люблю возвращаться в школу.
Хоть она на одной улице с домом где сейчас живет мама,
прохожу всегда с чувством облегчения,
что мне туда не надо...
Не знаю почему, училась хорошо, с одноклассниками
тоже в нормальных отношениях всегда была,
но ушла из школы с радостью и возвращаться не хочется.»… 

«Я не хожу на встречи выпускников.
Мне как-то не хочется вспоминать
свои последние годы обучения.
Помню, как облегченно вздохнула,
уходя с выпускного вечера»…

Эти слова о школе написаны современными девчонками, закончившими школу лет 5-7 назад,
с которыми я общаюсь в блогах. Написаны в прошлом году после моего рассказа о встрече выпускников в нашей школе.


 «Здравствуйте, бывшие дети,  как Вам живется теперь?» 

Эти лейтмотив  прошлогодней встречи выпускников нашей Ново-Карасукской средней школы(2009 г. прим. автора). Лейтмотив встречи, посвященной 55-летнему юбилею нашей сельской средней школы, которую мы закончили 38 лет назад. На этот вопрос, заданный сегодняшним педагогическим коллективом своим  и чужим ученикам, задумался, пожалуй, каждый из выпускников. Неважно, когда он закончил школу – год –два или тридцать –сорок лет назад. Ведь об этом спросили нас всех, независимо от возраста, наши УЧИТЕЛЯ…  Об этом спросила нас наша ШКОЛА…

Сколько бы лет мне ни было, когда я переступаю порог своей школы, я чувствую себя…девочкой с бантиками, ученицей… И так, пожалуй,  каждый из выпускников – мы так и остались  в нашей школе ее учениками. Даже сегодняшние учителя. Ведь многие из них – чьи-то одноклассники.


Глядя на сегодняшних учеников, на тех, кто закончил нашу школу давно или совсем недавно, я думала —  мы здесь, потому что школа стала для нас  чем-то очень значимым в жизни. Так же, как наши учителя. Многих моих учителей уже нет в живых. И все же есть еще те, кто вместе с ними давал мне УРОКИ. Так же, как и многим другим моим односельчанам.  Я и все мои одноклассники, это абсолютно точно,  низко склоняем головы перед теми, кто дал путевки в жизнь нам и преклоняем колени перед оптимизмом тех, кто  работает сегодня в школе! Это надо так  любить детей, чтобы помнить каждого из нас, спустя годы, десятилетия…!

На встрече выпускников я  видела, как  к директору школы Лаптевой Ольге Васильевне,  нашей учительнице химии, приехавшей  к нам в школу по распределению больше 40 лет назад из центральной части России, бесконечно подходили один за одним выпускники разных лет… Чтобы поздороваться, сказать два слова о себе… Кто-то удивлялся «Ольга Васильевна, Вы разве меня не узнавали?». А кто-то радовался «Ольга Васильевна! А Вы ведь меня не узнали!»

Я и сама  радовалась возможности сказать Раисе Сергеевне Ильичевой, Нине Николаевне Сигитовой, Дарье Макаровне Русаковой, пришедшим на встречу, спасибо за все, чему они научили нас…. Сказать спасибо за те знания, которые они дали многим, за те ценности, которые они в нас вложили.  И не только на уроках.



Сельские учителя всегда на виду 
На улице, за околицей,  у озера, да где бы то ни было – сельские учителя всегда на виду у всего села. И не просто на виду – они были и есть пример для подражания. Это теперь, с высоты прожитых лет, как говорится, я понимаю что имел в виду папа, когда, подшучивая надо мной, сказал мне, первокласснице «А твоя учительница, Антонина Васильевна, сейчас прошла по нашей улице в узкой юбке»… И я тут же кинулась ее защищать «Да нет, наша учительница – не стиляга!»… 

Если год назад нашей школе было 55 лет, как средней школе, то через два года ей будет 100 лет. 100 лет с того  момента, как в нашем селе впервые появилась церковно-приходская школа. Для меня это -  открытие, откровение… Я слышала про первого учителя нашей школы Илью Разумова….Но никогда не думала, что он был учителем церковно-приходской школы. Вероятно, потому, что в 60-е годы не говорили о церкви. И церкви  в нашем селе я в своем детстве уже не застала. А стояла она, как говорят,  рядом со старейшей улицей нашей деревни, на пригорке…  Это теперь я понимаю, почему  в этом  намоленном уголке земли всегда светло, почему сюда тянет, как магнитом,  почему здесь жили и живут люди особенные.

Мои коллеги и знакомые, как правило, подтрунивают надо мной, когда я говорю, что наша школа дала стране, как минимум, четырех докторов наук. «Жаль, что народу в вашей деревне мало, не хватило на все посты в  стране»… А ведь это – не случайность. Это – заслуга учителей. Заслуга учителей и в том, как бережно они хранят историю школы и память о своих учениках.  Многие из выпускников удивляются, когда находят свои фамилии в Книге Почета школы, в Книге спортивных рекордов… У меня возникло ощущение, что наша школа, как родной дом – она помнит своих детей и гордится ими.

Моих одноклассников в  прошлом году на встрече  было мало — обычно все стараются собраться в год юбилея выпуска. В год 100-летия первой школы в нашем селе нашему выпуску будет 40 лет. Вот тогда и встретимся.

А пока… несколько воспоминаний о наших учителях.

Дюймовочка

Так звали нашу учительницу по русскому языку и литературе Бурцеву Лидию Георгиевну. Она была небольшого роста, с точеной фигуркой… В туфельках на шпильках, в голубом костюме из ткани «джерси», именно такой она больше всего походила на Дюймовочку. Маленькая, она все же не казалась беззащитной… Мы шли гурьбой следом за ней из школы, с репетиции школьного театра, где мы играли пьесу «Два капитана», с диспута на тему « В человеке должно быть все прекрасно» или с комсомольского собрания, неважно, осенью или зимой… Она  задорно смеялась с теми, кому в этот раз посчастливилось идти с ней рядом. И каждый день  она несла в себе, несла нам … стихи Пушкина, тайну дуэли Лермонтова, первый бал Наташи Ростовой и  еще много чего, к чему мы тогда, в школе, едва прикоснулись … чтобы открывать всю свою жизнь ЛИТЕРАТУРУ.

«Часто вспоминаю Бурцеву Лидию Георгиевну!», написала   моя одноклассница Люда Лопатина (теперь она Динкель и живет в Германии).-  Вот даже вижу её сейчас, как она идёт в наш класс на урок с журналом и стопкой наших тетрадей в руках . Она была такая маленькая, стройная, хрупкая, красивая всегда очень строго и аккуратно одетая и при этом в туфельках на тонком небольшом каблучке. Она задорно смеялась с нами, когда было всем от чего-то весело, но в тоже время она была очень строгая. А ещё мы ездили с ней на экскурсию в Шушенское. У меня сохранилась маленькая её фотография, которую она подарила мне сама 8.02.72 года и подписала. Я её любила и уважала больше всех, хотела в чём-то быть похожей на неё. Конечно, я  помню и других учителей, но вот она была для меня какой- то особенной».  Три моих одноклассницы : Люда Лопатина,  Валя Битехтина (теперь она Валентина Петровна Зелинская) и Галя Дмитриева ( теперь – Лукша Галина Ивановна) закончили Омский Медицинский институт. Закончил мединститут и еще один наш одноклассник, уехавший с родителями из села после 6 го или 7 класса – Юра  Сысенко. Говорят – он доктор медицинских наук и работает в клинике Елизарова.


Карлович
Виктор Карлович Иоганн  появился в нашей школе вместе с Людмилой Кузьминичной. Людой Черноусовой, сестрой нашего одноклассника Лешки Черноусова. Они закончили педагогический институт и по распределению приехали в нашу школу. Она – учительница географии и биологии, со строгим голосом и размеренной речью. А он – математик. Не флегматичный, а скорее даже наоборот. Быстрый, живой, энергичный. Худощавый, слегка курчавый,  на уроках он был, как бы над нами. Не подавляя, нет, а  подтягивая вверх. Отправляя  некоторых слишком энергичных учеников с уроков в коридор, он не лишал нас возможности постичь тайны математических формул… Наоборот, он давал возможность подтянуться, решив пару задачек  для  участников математических олимпиад. Я выходила посреди урока в коридор, к тете Стеше, которая строго следила за вверенным ей инструментом – школьным звонком… Встречала она меня радостно «Ну что, нисчемпирог, опять тебя Карлович задачку отправил решать?»… Отвечать не было необходимости, да и времени – я уже была погружена в глубокие взаимоотношения  иксов, игреков и зетов… Не решить было нельзя – стыдно… Поэтому, не смотря на полукоридорное обучение, маоя оценка на экзамене по математике – 5.

А Лешка,  свояк Карловича, в это время сидел за партой и писал стихи, один из которых я помню вот уже 40 лет
«Математика, будь ты проклята.
Я б во веки тебя не знал.
Виновата во всем голова вон та –
та, с которой всегда скандал»…

Не знаю, с чем это связано, но Лешка, выросший в семье учителей, рядом с учителями, воспитанный в духе политической корректности и дипломатии, закончил военно-политическое училище. 

Нам - повезло! 
А до Карловича математику у нас вели Дмитриева Валентина Афонасьева, Сысенко Римма Михайловна, Муромцева Галина Никитична …. и наша первая учительница Смирнова Антонина Васильевна.

Повезло нам с учителями. Я теперь уже не знаю, почему так получилось, но точно знаю, что на сельской олимпиаде 3-е из моих одноклассников  из 3-х  участников от нашей школы по итогам этой олимпиады прошли… в Новосибирскую физико-математическую школу. А сегодня наш  Саша Терлеев – старший научный сотрудник ИГНГ СО РАН   исследует  «Фауну и флору усть-кундатского горизонта нижнего кембрия стратотипа разреза р. Кии (Кузнецкий Алатау)» и выступает против прокладки трубы нефтепровода Транснефти по берегу Байкала.  Это все, что я о нем знаю.

В выпускном сочинении на  свободную тему я написала «Хочу быть учительницей»… А Карлович на выпускном вечере пошутил, узнав, что я собираюсь из вредности своего характера пойти на Ин-яз «Не будешь ты учительницей, Воробьева»… Учительницей я не стала, закончив пединститут. Карлович «напророчил». Пришлось мне стать … переводчиком. А вот две моих одноклассницы стали учительницами. Одна из них  всю жизнь проработала в своем районе, более того, в своей родной школе, обучая детей немецкому языку. Лида Михейлис (Лидия Андреевна Ильичева) была еще и заядлой спортсменкой, как впрочем, многие из нас. Мы даже в одной из первых  спартакиад «Королева Спорта» участвовали.


Со спортом, как впрочем, и с уроками труда в нашей школе было все на высоте. В деревне есть где разбежаться, хоть  осенью и весной, хоть зимой. Поэтому все мы были со спортом – на ты.  Всякий раз, встречаясь со своими одноклассниками, мы, конечно же, вспоминаем  Никоновича. Анатолия Никоновича Терлеева, сделавшего  многих из нас спортсменами, а кого-то – и мастерами спорта.

На уроках труда девчонок Дарья Макаровна Русакова учила готовить и шить, а мальчишек – Бубенщиков Петр Маркович и Турецких Алексей Александрович учили плотничать, выпиливать лобзиком. В 9-10 классе –  все мы прошли у Лаптева Савватея Ивановича уроки машиноведения и стали трактористами-машинистами. Уроки ботаники и биологии, которые давали нам Голичаева Валентина Николаевна и Турецких Алексей Александрович в сочетании с летней практикой на  пришкольном участке, а в старших классах – в производственной бригаде, машиноведение… Все это не прошло даром. Катя Ложкомоева, Ваня Николаев, Витя Мосиенко, Толя Тельнов  закончили сельскохозяйственный институт. 11 из 22 выпускников сельской школы получили высшее образование. Разве это не показатель качества обучения в школе?

 А чтобы не было неуспевающих, учителя после работы занимались со слабыми учениками, тех, кто посильнее, направляли домой к слабеньким.  И смех, и грех. А ведь была польза!

А вот что касается качества воспитательного процесса  в те годы. Как его измерить? Для меня это – количество учеников, поддерживающих отношения друг с другом, спустя многие годы. Т.е, многолетняя школьная дружба, пронесенная через десятилетия.

У нас не было свободного времени. Каждый день – дела. То хор, то танцевальный кружок, то фотокружок, то концерт в соседней шипуновской  школе, куда мы едем не на автобусе, А на покрытой брезентом машине. Машина эта – «Захар». Мало кто вспомнит, что это такое. 

Мнение
«Наша классная руководительница Терлеева Екатерина Дмитриевна была человеком с очень сильным характером. Весь её внешний вид говорил об этом. Нет, она не была страшной, а строгой. Класс наш был не из простых, доставлял много хлопот другим учителям, но больше всего ей приходилось нас воспитывать. Она никогда на нас не кричала. Стоило ей посмотреть на кого-то по верх очков и этого было достаточно. Если человек не угомонился, то называла отдельных товарищей по отчеству. Любила и шутки, разные высказывания.

Иван Степанович был очень строгим учителем. Я его боялась Когда он выходил в корридор школы на перемене, мне кажется, все затихали. Был очень требовательным и к учителям,  и к ученикам. Предмет его, может быть, любили не все, но на уроке сидели тихо и, думаю, к уроку готовились. А мне нравилась география, и знали мы её хорошо.

Савватей Иванович знал свой предмет – машиноведение -тоже хорошо Я позвонила отцу Он мне сказал, что Савватей  Иванович был"башковитым"(дословно пишу) человеком . Работал в МТМ сначала механиком, а потом перешёл в школу. Как ты помнишь, он тоже голос на нас не повышал, предмет любили не только мальчишки, но и девчонки . По крайней мере,  мне так кажется. Мне нравилось водить трактор, и вообще – водить. на Ездила на мотоцикле одна, отец доверял, и сейчас хотела бы на машине ездить , но муж не хочет. Любовь к технике у меня, наверно, от отца, да и Савватей Иванович  вложил тоже» - это написала про наших  школьных учителей Люда Лопатина (Динкель).

У сегодняшних школьников – свои учителя. И они – не менее замечательные, чем наши. Хочется, чтобы много лет спустя, кто-то, решивший написать историю нашего села или нашей школы, мог найти на просторах интернет эти строки. Хорошо бы – с цифрами и фактами.

Наброски, 2010 год.

Комментариев нет:

Нравится?